Tuesday, October 21, 2008

Андрей Илларионов: Катастрофа. Стадия первая

Пресс-конференция под таким названием дал Андрей Илларионов, президент Института экономического анализа России, старший научный сотрудник Института Катона и экс-советник Путина. Думаю что его оценки очень интересны и по неимению оригинала его высказывания привожу два источника, пересказавших его:

NewTimes.ru
20 Октября 2008 20:05



Катастрофа. Стадия первая


По-другому описать сложившуюся в России ситуацию президент Института экономического анализа Андрей Илларионов не может. И виноват в этом, по его мнению, не один только экономический кризис.

Рецессии, в ее строго-энциклопедическом понимании, в России пока нет, - сразу сказал Андрей Илларионов. Сокращения экономической активности на период не менее шести месяцев с отрицательным приростом ВВП не наблюдается – есть замедление темпов экономического роста, сокращение промышленного производства. Но и это долго не продлится, - заверил бывший советник президента. Он, как и многие эксперты, смотрит на кризис в России под углом общей мировой тенденции, только замечает, кажется, больше. Мировым экономическим кризисом считается снижение прироста мирового ВВП ниже 2%, по прогнозам Илларионова, в 2008 году прирост мирового ВВП составит 3,5%. Так что до конца года мирового кризиса, опять же в строгом его понимании, ждать не приходится, а вот в 2009 году, похоже, можно будет ощутить его в полном объеме.

В народе принято объединять угрозу инфляции, обвал рынка и прочие катаклизмы одним понятием «кризис». Андрей Илларионов напоминает, что кризисы бывают разные, их, как минимум, пять: бюджетный, долговой, корпоративный, валютный, кредитный. Каждый несет совершенно разные последствия для той или иной страны. Бюджетного и валютного кризисов пока не наблюдается ни в экономике США, ни в российской, зато есть кризис фондовый есть в обеих странах. «Только в США с 19 мая 2008 года ключевые индексы упали на 34%, а в России на 72%», - заметил Илларионов. Россию, вне всякого сомнения, можно смело назвать рекордсменом по падению рынка за последнее время, и даже падение цен на нефть было куда скромнее, чем падение российского фондового рынка, - подчеркнул он.

1. 18 июля – решение ТНК-ВР по Роберту Дадли
2. Дело «Мечела»
3. Война с Грузией
4. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии
5. Заявление российского правительства о том, что «мы не боимся холодной войны»

Именно эти вещи, на взгляд Илларионова, в большей степени повлияли на самочувствие российского фондового рынка, еще раньше повлияв на самочувствие инвесторов. Потому что если правительство не боится, то инвесторы – боятся самих заявлений о войне не меньше, чем войны.

Если в США на помощь экономике страны ушло $700 млрд – примерно 5% ВВП, то в России на помощь рынку было выделено 12% ВВП. «Причем эти беспрецедентные за новейшую историю страны деньги были отданы узкому кругу людей, - подчеркнул Андрей Илларионов, - и такое перераспределение национальных средств ведет к установлению близкого к монополии контроля за экономикой». Илларионов подчеркнул, что страшен не тот кризис, «который приходит и уходит», а тот, который «рукотворно создается правительством».

«Не маленькая» и «не победоносная» война с Грузией, которая еще не завершилась и все последствия которой мы не в состоянии сейчас оценить, имеет для сегодняшней России ничуть не меньшее значение, чем глобальный финансовый кризис, - считает Илларионов. Он побывал и в Тбилиси, и в Цхинвали, и пришел к выводу, что Грузия в этом конфликте фактически обороняла свои территории, а Россия – преследовала свои цели, помимо заявленной защиты жизни и здоровья жителей непризнанной республики. «Это сомнительно, потому что за последние девять лет такой вопрос как жизнь и здоровье пусть даже своих граждан Россию не столь волновал» - Илларионов привел в пример Чечню, Беслан, «Норд-Ост» и взорванные в Москве дома. Что касается понятия «геноцид», которое сейчас применяют к случившемуся в Цхинвали, Илларионов сказал, что в мире существует только три официально признанных прецедента геноцида: геноцид армян, Холокост и уничтожение Тутси в Руанде. Он также отметил завышенное число погибших в Южной Осетии и тот факт, что до сих пор не опубликован официальный список жертв.

Факт признания Россией Абхазии и Южной Осетии бывший советник президента по экономическим вопросам также называет «сомнительным». «В таком случае следовало бы признать Чечню суверенным государством, а главное, Косово, - говорит Илларионов, - Россия всегда выступала против, так что своим поступком она перечеркнула все, что заявляла ранее на протяжении многих лет».

То, что осетинские войска сейчас находятся в грузинском Ахалгори, по мнению Илларионова, только подтверждает тот факт, что в этой войне для России «важны были не люди, а контроль над территориями непризнанных республик, т.е. грузинскими территориями». В Ахалгорском районе Грузии, переименованном цхинвальскими властями в Ленингорский район, осетины требуют от грузин служить в российской армии, - об этом заявил председатель временной парламентской комиссии по расследованию августовских событий Паата Давитая. По его мнению, принуждение к службе в российской армии направлено на полный исход грузин из Ахалгорского района, - сообщает ИА «Росбалт». По словам Илларионова, международным наблюдателям, которые хотели приехать в Ахалгори, поступали угрозы от осетинских военных.

Конфликт, случившийся в августе, по словам Андрея Илларионова, готовился задолго до лета, «отсчет можно вести с мая 2004 года, когда в Южную Осетию и Абхазию стало поступать вооружение, когда Россия стала проводить учения во Владикавказе, а в 2005 действующие российские военные появились в военных ведомствах двух республик». Кроме того, отметил Илларионов, еще летом в Интернет-ресурсах Южной Осетии, включая блоги, появились сообщения такого рода: «скоро будет война», «только бы 58-я армия нас не оставила».

На вопрос о том, является ли Россия единственным агрессором в августовском конфликте, Андрей Илларионов ответил: «Грузия выступала на своей территории и не переходила на российскую. Я ответил на ваш вопрос?»

Подводя короткие и неутешительные итоги, Илларионов сказал: «Вообще люди живут в любых условиях. Просто по-разному. Но такая антикризисная модель, какая применяется сейчас, к успеху не приведет». А если ситуация в стране и дальше будет напоминать 30-е годы в Европе, «тогда действительно будет катастрофа, и прогнозировать ее последствия я даже не хочу», - сказал Илларионов, добавив: «и еще, когда говорят, что мы в кризисе из-за падения цен на нефть, это полная чушь».

* * *

«Новая газета»
20.10.2008 19:59


Президент Института экономического анализа обвиняет власти в использовании кризиса в своих интересах

Россия переживает сейчас два серьезнейших кризиса финансовой системы – фондовый и валютный. И это состояние с полным правом можно назвать катастрофическим.

С такой оценкой все ухудшающегося текущего положения экономики нашей страны выступил сегодня на пресс-конференции на тему «Катастрофа. Стадия первая» в столичном Независимом пресс-центре президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона и экс-советник президента России Андрей Илларионов.

Он напомнил, что типов финансового кризиса может быть как минимум, пять: бюджетный, долговой, корпоративный, валютный, кредитный, причем «каждый несет совершенно разные последствия для той или иной страны». И если бюджетного и валютного кризисов пока не наблюдается ни в США, ни в России, то фондовый кризис налицо в обеих странах.

«Только в США с 19 мая 2008 года ключевые индексы упали на 34%, а в России на 72%», - заявил Илларионов, отметив также происшедшую фактически девальвацию рубля, масштаб которой уже превысил 13%. По словам эксперта, у российской валюты есть все шансы продолжить негативную динамику по отношению к доллару, однако он предпочел не комментировать прозвучавшие в СМИ предположения о том, что курс рубля к доллару в ближайшем будущем может составить 40 к 1.

Россию можно смело назвать рекордсменом по падению рынка за последнее время. «Даже падение цен на нефть было куда скромнее, чем падение российского фондового рынка» - подчеркнул экономист.

Основными факторами, определившими столь тяжелую отрицательную биржевую динамику в стране, стали как внутри-, так и внешнеполитические шаги российских властей, в том числе дело «Мечела», конфликт акционеров ТНК-ВР, военная операция в Грузии (в Южной Осетии); одностороннее признание независимости самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии; а также последовавшие за этим ряд заявлений о готовности России к новой холодной войне.

«Если российское правительство не боится холодной войны, то бизнес боится любой: и горячей, и холодной», - заявил экономист. Он считает, что ситуация в мире сильно напоминает 30-е годы прошлого века, причем Россия выступает в роли ревизиониста и агрессора, а Запад «сдал» Грузию Москве, как в свое время сдал Судетскую область Гитлеру.

Илларионов прямо обвинил власти страны в перераспределении активов в пользу прокремлевских групп, корпораций и структур с целью создания близкой к монополии экономики. «Российские власти используют фондовый кризис для перераспределения ресурсов», - заявил экономист. – «Сейчас в экономической сфере происходит то, что происходило в предыдущие годы в политической».

Отметив, что для предотвращения разрастания кризиса ликвидности власти многих стран, в том числе и России, выделили для бизнеса крупные государственные резервы, Илларионов отметил, что разово выделенные российские средства составляют 12% от ВВП, в то время как американские, разбросанные на достаточно долгий период, - всего 5%. «В России всего больше, все распределяется быстрее и стремительнее», - заявил эксперт, критикуя способ и структуру финансовых интервенций российского правительства.

Илларионов также считает опасным протекционизм, который составляет суть отечественного госвмешательства в экономику во время кризиса. Экономист полагает, что благодаря такой сомнительной политике российский бизнес будет очищен от эффективных и самостоятельных структур - взявшее курс на построение госкапитализма государство поможет не эффективным, но лояльным. «Очищать должен сам кризис и рынок, а не государство, помогающее своим, а точнее «нашим», - возмущен Илларионов. – «Некоторые богатые люди, потерявшие деньги в ходе кризиса, получат государственную поддержку, а некоторые отдадут свои активы лицам, которых в действительности можно назвать олигархами». Он добавил, что в этом вопросе его точка зрения совпадает с позицией ряда известных американских экономистов.

Что касается мировых фондовых рынков, то, по мнению экономиста, говорить об их кризисной динамике пока преждевременно. Для оценки их состояния необходимо наблюдать ситуацию в течение еще как минимум квартала. В то же время Иллиарионов отметил, что снижение качественных и количественных экономических показателей России уже болезненно отразилось на позициях страны на мировой арене. Так, по многим индикаторам Россия сегодня существенно отстает от Нигерии, которую еще недавно опережала.

Резюмируя свои неутешительные наблюдения, Илларионов отметил: «Вообще люди живут в любых условиях. Просто по-разному. Но такая антикризисная модель, какая применяется сейчас, к успеху не приведет». Если же ситуация в стране и дальше будет напоминать 30-е годы в Европе, «тогда действительно будет катастрофа, и прогнозировать ее последствия я даже не хочу», - заявил Илларионов.

No comments: